Переоценка ценностей. Что теперь влияет на выбор работы?

В кризис многим топ-менеджерам пришлось переоценить ценности и по-новому расставить приоритеты. И, пожалуй, один из основных итогов кризиса на рынке труда — у руководителей высшего звена появилась новая мотивация.

Если еще пару лет назад на первом месте у подавляющего числа топ-менеджеров были деньги, то сейчас руководители стали больше думать о самореализации, публичности, возможности создать серьезный проект с нуля и пр.

"Исчезли ненужные амбиции. Люди интересуются тем, какая задача перед ними ставится, думают о развитии, они не хотят сидеть без дела", — говорит руководитель департамента рекрутингового агентства Cornerstone Елена Богомолова. Forbes нашел трех менеджеров с разной мотивацией, удачно сменивших работу в кризис.

"Представьте, что вы увлекаетесь каким-нибудь видом спорта и у вас есть кумир. И вдруг оказывается, что вы вместе работаете, — говорит бывший инвестиционный банкир Родион Тухватулин. — Раньше об этом можно было только мечтать, но такое случилось со мной". В конце весны 2008 года он сменил должность директора отдела в "Ренессанс Капитале" на пост исполнительного директора Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), а председатель совета директоров КХЛ — звезда советского хоккея Вячеслав Фетисов.

КХЛ — коммерческий проект, создан по аналогии с североамериканской NHL при активной поддержке "Газпрома" для проведения открытого чемпионата России (с участием команд из Белоруссии, Латвии и Казахстана). Собственно самой КХЛ весной 2008-го еще не было. Участвовать в ее создании Тухватулину предложил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, президент КХЛ.

Пару месяцев Тухватулин занимался КХЛ в свободное от основной работы время, но вскоре понял, что хоккей поглотил его целиком, и написал заявление об увольнении. Доходы существенно упали, но Тухватулин говорит, что это его не сильно беспокоит. "Зато я приобрел другой стиль жизни, удивительный круг общения. Спорт — это как шоу-бизнес, здесь присутствует публичность, яркость", — объясняет он.

После окончания первого сезона КХЛ, летом 2009 года, Тухватулин, выполнив все обязательства перед руководством лиги и удовлетворив страсть к публичности, загрустил. И тут ему позвонил исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко, предложив место своего заместителя (президент федерации биатлона — Михаил Прохоров, участник "Золотой сотни" Forbes, №2, $13,4 млрд). Сейчас Тухватулин курирует в Союзе биатлонистов международные отношения, медицинское обслуживание спортсменов, занимается проблемами допинга. А еще пытается заключать контракты со спонсорами и телевизионщиками. "Когда что-то получается, драйв сравним с закрытием крупной сделки", — говорит Тухватулин (прошлое инвестиционного банкира дает о себе знать).

Александр Красавин, бывший генеральный директор группы "Русские инвесторы", умеет вести сложные переговоры. Это качество пригодилось ему в кризис, когда пришлось выбивать долги. В конце 2009 года Красавину удалось договориться практически со всеми эмитентами облигаций, купленных "Русскими инвесторами", и партнерами-заемщиками о новом графике погашения задолженности, но условия не понравились акционерам группы. "Акционеры "Русских инвесторов" хотели работать с заемщиками на первоначальных условиях и не желали идти на уступки", — вспоминает он. И Красавин решил покинуть компанию.

И вскоре сменил роль кредитора на роль заемщика, заняв весной 2010-го пост гендиректора группы "Коперник" (объединяет агентство недвижимости МИАН, компанию "Телеком-24" и другие активы). К этому моменту долги группы достигли $300 млн, большинство кредитов не обслуживалось, объекты недвижимости находились в залоге.

Красавин быстро оценил данные ему широкие полномочия (в "Русских инвесторах" каждый его шаг контролировали акционеры). Для начала он полностью сменил руководство управляющей компании и дочерних фирм. На год Красавин отказался от выходных, а в будни, как говорит, работал до полуночи. На горизонте маячил привлекательный приз — возможность стать партнером (в "Русских инвесторах" партнерство ему не предлагали). "У меня были сомнения, что все получится: рынок стоял, продать объекты было невозможно, — вспоминает Красавин. — Я в прошлом — музыкант, и в любом процессе мне необходима креативность, от всего нужно получать удовольствие".

За год компания под его руководством избавилась от непрофильных активов — фитнес-центров, ресторанов и агентств консьерж-услуг. В группе остались девелопмент и управление недвижимостью ("Коперник"), риелторский бизнес (МИАН), разработки в строительстве (ЦНИИПСК им. Мельникова) и телекоммуникации ("Телеком-24"). Компания договорилась с кредиторами, часть долгов была погашена, а сам Красавин реализовал опцион и теперь владеет долей в группе "Коперник" вместе с основным владельцем Александром Сенаторовым.

На неожиданный звонок хедхантеров из Лондона Яна Песоцкая собиралась ответить отказом. Весной 2009 года она работала гендиректором компании Retail Profile Russia, сдающей в аренду небольшие площади в торговых центрах. Песоцкая привыкла к свободному рабочему графику в некрупных фирмах, где все проблемы можно быстро решить без лишних формальностей. Предложение хедхантеров было совсем другого рода. "У меня антрепренерский склад характера. Я сомневалась, смогу ли вписаться в корпоративную культуру крупной корпорации и будет ли интересно, — говорит Песоцкая. — Но когда услышала про Burger King, серьезно задумалась". Впервые компания такого масштаба предлагала ей не просто работу, а запуск проекта в России.

Через месяц Песоцкая приняла предложение и на полгода погрузилась в изучение рынка и общение с руководителями региональных подразделений Burger King. Она пыталась выяснить, насколько свободна будет в принятии решений. "Я поняла, что свой антрепренерский дух мне придется несколько усмирить, но отнеслась к этому спокойно", — говорит Песоцкая. В октябре 2009 года она начала работать на новом месте.

Помимо масштаба задач Песоцкую привлекла возможность длительного трудоустройства — перспектива 5–10 лет, ведь прежде все ее проекты в сфере недвижимости и розничной торговли были сравнительно короткими. "Мне уже не хочется менять один проект за другим", — говорит она.

За год работы Песоцкая вместе с пятью штатными сотрудниками открыла в Москве и области, а также в Петербурге девять ресторанов Burger King (корпорация работает исключительно с франчайзи). В ее компетенции — контроль за соблюдением стандартов в ресторанах, открытие новых точек, рекламная поддержка бренда и организация поставок продуктов.

всі новини

Роздрукувати сторінку

Нагору Назад