Нам денег не надо – работу давай!

Рынок рекрутинговых услуг стал лакмусовой бумагой, демонстрирующей как на самом деле обстоят дела на отечественном рынке труда. К сожалению, розовых оттенков там пока не много.

И хотя предприниматели в большинстве своём уже перестали воспринимать такие услуги как «излишество», снижение потребности в персонале и желание сэкономить позволяют значительно меньше обращаться за помощью к внешним рекрутерам. Большинство мелких и средних компаний стремятся своими силами закрывать те немногие вакансии, которые у них есть.

Впрочем, сами рекрутеры настроены почти оптимистично. Да и есть целый ряд компаний, которые, пережив 2009г. с большими потерями, уже на 2010г заложили в бюджет услуги по подбору персонала. Как правило, это крупные производственные предприятия и иностранные представительства, для которых внешний рекрутинг традиционно является важной частью системы подбора персонала даже в кризис.

В свою очередь, в связи с падением спроса за последние полтора года, рекрутеры значительно снизили цены на свои услуги. Так, вслед за демпингующими новичками, отчаянно борющимися за существование, вынуждены снижать расценки и крупные агентства. И хотя некоторые из них по-прежнему декларируют сумму своего гонорара в 25-30% годового заработка сотрудника, на деле готовы уступить примерно на треть. Менее известные агентства называют сумму 15-20%, при этом предлагая скидки, которые снижают размер фактического гонорара до 7-12%.

Более того, рекрутинговые компании расширили список дополнительных возможностей и услуг для клиента, которые делают их предложения более привлекательными. Это могут быть работа без предоплаты, пролонгация гарантийного срока трудоустроенного кандидата (с трёх до шести месяцев и более), бесплатное профессиональное тестирование.

Ещё два года назад агентства получали в работу абсолютно все позиции – от специалистов колл-центра до руководителя компании. На сегодняшний день если уж компании и обращаются к внешним рекрутерам, то только в самых сложных случаях. Чаще всего это исключительно уникальные сотрудники и менеджеры высшего звена, поиск которых предлагает использование хедхантинга.

Разумеется, поиск таких специалистов требует серьёзных материальных и временных затрат и далеко не всегда может завершится успехом. А отсутствие или минимальный размер предоплаты делает заработок рекрутеров очень ненадёжным.

Поэтому рекрутинговые агентства экономят на всём. И надо отметить, что в первую очередь от этого страдают не столько они сами, сколько заказчики. Агентства экономят на анонсировании вакансий и подаче рекламы компании в СМИ, которые действительно являются необходимыми для узнаваемости бренда, формировании доверия как со стороны соискателя, так и со стороны заказчика. Разумеется, ограничения в анонсировании вакансий значительно затрудняют подбор сотрудников. Ведь обычно наиболее заинтересованные в смене работы кандидаты попадают в агентства именно благодаря таким вакансиям.

В свою очередь, компании-работодатели, заинтригованные низкой стоимостью услуг и отсутствием предоплаты, руководствуются принципом «а почему бы не попробовать?» и отдают в работу агентствам самые бесперспективные вакансии. Обращаются сразу в несколько агентств либо параллельно сами ищут нужного специалиста. Очень редко рекрутеры имеют шанс закрыть такую вакансию. Работодатели часто гонятся за экономией средств на подбор и отдают такую важную функцию, как рекрутинг, непрофессионалам. Иногда работодатель получает ожидаемые результаты. Но чаще разочаровуется в работе агентства и надолго забывает о существовании рекрутинговых компаний, как таковых.

К сожалению только начавший приобретать цивилизованное обличье рынок рекрутинговых услуг откатился на семь-восемь лет назад. Правда, его реабилитация, в случае благоприятного развития событий в экономике, будет происходить значительно быстрее, чем это было раньше. Ведь на рынке работают не мало компаний, специалисты которых владеют технологиями и знают «Как должно быть».

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад