Постановка целей и целеполагание в семи шагах

Постановка целей и целеполагание в семи шагах

Многие представители бизнеса — это люди, которые зарабатывают деньги, занимаясь тем, что они любят делать, реализуя свои мечты, желания. При этом они четко знают, что хотят, куда движутся. Но бывают моменты в каждом бизнесе, когда под влиянием изменившейся ситуации (динамика рынка, отношения с окружающими, новые законы, победы конкурентов и т.д.) возникает ощущение тупика. В этом случае помогает работа над собой в плане понимания своих точных намерений, формулирования планов, четких целей.

Проработка ценностей соотносится с анализом собственных целей. Не каждая личная цель может привести к успешному результату. Цель с большей вероятностью будет помогать добиться больших перемен, если она отвечает следующим критериям:
человек чувствует себя заинтересованным в ее достижении;
возможно успешное продвижение к ней малыми шагами;
установлены временные пределы;
четко установлен конкретный конечный результат.

Отвечая на вопросы, можно конкретизировать свои цели с учетом названных критериев.

Как нужно ставить себе цели? Поскольку цели устанавливаются на определенный период, постановка целей осуществляется в динамике, чтобы можно было удостовериться в реальности собственных целей, понаблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие.

Шаг первый: прояснение ваших потребностей

Почему постановка целей начинается именно с этого шага? Потому что мы устанавливаем цели в тех ситуациях, когда испытываем в чем-то недостаток. Здесь мы больше обращаем внимания на анализ текущей ситуации и ответа на вопрос, чего бы мы хотели добиться, что зачастую требует освобождения от тех стереотипов, которые были приняты ранее.

Шаг второй: прояснение  возможностей

У нас всегда есть выбор из ряда возможностей. Понятно, что не все возможности одинаково доступны для нас: какие-то из них расходятся с нашими ценностями, другие вызывают избыточные трудности и т.п. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в выявлении как можно большего их числа. Для этого нужно хорошо подумать и изучить опыт других людей, проконсультироваться с кем-то. Необходимо установить как можно больше возможностей, чтобы было из чего выбирать. Разумный выбор возможен при условии перечня разных вариантов.

Шаг третий: принятие решения о том, что вам нужно

Теперь необходимо поработать со списком целей. Для начала необходимо ответить на три ключевых вопроса:
1. Что является для вас важным?
2. На какой риск вы готовы пойти?
3. Как ваши решения повлияют на окружающих?

Ответ на первый вопрос зависит от глубины наших знаний о себе, понимания своих ценностей и позиций.

Второй вопрос помогает определить личные границы и пределы, влияющие на наш выбор. Некоторые возможности интересны, но не дают надежных результатов, а другие, наоборот, не требуют риска. В любом случае нам важно оценить, действительно ли мы идем на риск или больше тревожимся (как говорят, у страха глаза велики).

Можно предложить оценить возможные реальные и психологические риски по формуле:

(Предполагаемые выгоды в случае удачи / Предполагаемые потери в случае неудачи) * (Вероятность удачи / Вероятность неудачи) = ?

Третий вопрос помогает оценить, как наши решения затронут других людей, которые могут помешать нам или пострадать из-за наших решений.

Следует тщательно изучить, стоят ли наши решения тех проблем, которые возникнут у других людей или в отношениях с людьми. Лучше обсудить свои идеи с теми, кого они, вероятно, коснутся, и пронаблюдать за их реакцией. Тогда можно будет принять более точное решение.

Шаг четвертый: выбор

Делать выбор — это серьезное решение. Мы говорим себе, что будем действовать в данном направлении, а не в каком-то ином. Сложность заключается в том, что трудно гарантировать правильность выбора. В этом случае нам помогает четкое осознание того, что какой-то вариант был наиболее привлекательным, и он определил наш выбор. Приняв какой-то вариант, мы как бы берем на себя обязательство, что избранный способ действий обеспечит необходимый результат. Это обязательство помогает нам сконцентрировать усилия на достижении результата.

Шаг пятый: уточнение цели

Иногда мы формулируем цель в общем виде, например: «Я хочу повысить прибыль фирмы». Но это желание останется благим намерением, если не будет уточнено. Поэтому необходима программа действий или конкретные цели.

Цель нам необходима для напоминания того, зачем мы действуем, иначе нас может просто затянуть текучка. Чтобы избежать суеты и разбросанности, полезно сопоставлять общие задачи с конкретными рабочими целями для их достижения.

Шаг шестой: установление временных границ

Время, к сожалению, не резиновое. Так в основном думают люди, и особенно те, которые занимаются слишком многим одновременно. Поэтому важно найти способ правильно распределять время. Наши возможности распределения времени зависят от ряда обстоятельств: требований работы, привычек, данных кому-то обещаний, ожиданий окружающих, чувства долга и ответственности и т.п.

Главное, что нам может помешать распределять свое время — неспособность управлять собой. Чтобы помочь себе эффективно использовать свое время, надо изучить его использование.

Задайте себе вопросы типа:
Сколько времени я трачу на мелочи?
Сколько времени я растрачиваю на других?
Как часто я позволяю отнимать у себя время эмоциям?
Часто ли я создаю себе работу, требующую дополнительных затрат?
Добиваюсь ли я целей в поставленные мною сроки?
Как и почему я решил потратить время именно на это?
Какие способности я использую?
Надо ли мне это делать?
Хочу ли я это делать?

Эти и аналогичные вопросы можно задавать себе по ходу выполнения действий или перед тем, как что-то начать делать. Главное, что, используя такой метод, вы сможете пронаблюдать за собой и начать само осознание и самоуправление. Таким образом, установление временных границ помогает нам лучше контролировать себя и свои действия. Также это важно и для определения скорости движения и отслеживания своих успехов.

Шаг седьмой: контроль своих достижений

Для того чтобы следить за своими достижениями, нужно определить какую-то меру успеха. Например, через год в фирме должен быть сделан ремонт, через три года — открыты новые офисы и т.д. Здесь мерой успеха выступает уровень развития компании. В личной жизни возможны другие критерии: создание семьи, рождение ребенка и т.п.

Рассмотренные шаги помогут вам прояснить свою цель и с большей вероятностью достичь успеха. Лучше всего отнестись к этим этапам как контрольному средству для прояснения целей. Например, можно задать себе вопрос, какой из этих шагов пропущен в проработке целей или неудовлетворительно выполняется. Это позволит пересмотреть свои подходы к делу и лучше понять себя.

Автор: Haтaлья Львoвнa Ивaнoвa, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ ВШЭ. 

Источник www.elitarium.ru

 

За матеріалами hitjob.com.ua

всі новини

Роздрукувати сторінку


Нагору Назад